• Скачать мобильное приложение

Государственно-частное партнерство

С обретением независимости в 1991 году Республика Казахстан обладала большим запасом природных и энергетических ресурсов, промышленным и транспортным потенциалом.

Государственно-частное партнерство рассматривалось в основном, как элемент управления государственными активами. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими данные взаимоотношения, были Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года, законы Республики Казахстан от 23 декабря 1995 года «О приватизации», от 13 мая 2003 года «Об акционерных обществах», от 21 июля 2007 года «О государственных закупках».

Первая правовая основа, регулирующая государственно-частное партнерство в Казахстане, предлагала инвесторам единственный инструмент – концессию. Концессия в первоначальной редакции рассматривалась, как сдача юридическому или физическому лицу – концессионеру – в аренду имущества, земли, природных ресурсов. Другими словами, концессия определялась через призму договора аренды (имущественного найма), но одновременно в концессионных отношениях могли присутствовать элементы договоров подряда, страхования, трудового договора.

В настоящее время различные государственные объекты находятся в имущественном найме (аренда нежилых фондов, оборудования, земли) или доверительном управлении на основании заключенных договоров.

«Пионерами» контрактов, в которых употреблялся термин «концессия» стали проекты передачи в управление АО «Интергаз Центральная Азия» газотранспортной системы Казахстана и передача в концессию Шульбинской, Усть-Каменогорской и Бухтарминской гидроэлектростанций (ГЭС).

Позднее концессия применялась при реализации проектов в транспортной инфраструктуре и энергетике: строительство железнодорожной линии «Шар - Усть-Каменогорск» и линии электропередач «Северный Казахстан - Актюбинская область».

В 2006 году в новой редакции Закона Республики Казахстан «О концессиях» заложено правовое поле для реализации инвестиционных проектов с использованием механизма концессии.

Кроме того, законодательство в области концессии совершенствуется с учетом лучшей международной практики. Так в 2008 и 2010 годах были внесены ряд поправок в законодательство о концессии по вопросам процедур передачи объектов в концессию, расширения мер государственной поддержки и повышения привлекательности концессионных проектов, отмены обязательности выпуска инфраструктурных облигаций при предоставлении определенных мер государственной поддержки.

Сегодня подходы к ГЧП, уровни и направления его развития каждой страны различны, и во многих странах мира до сих пор идет процесс формирования и внедрения механизмов ГЧП.

Развитие ГЧП условно можно разделить на три этапа:

1 этап: подготовка

• Выработка государственной политики в области ГЧП;

• Анализ законодательства;

• Определение портфеля пилотных проектов;

• Анализ предпосылок для применения ГЧП;

• Формирование законодательства;

• Создание специализированной организации по вопросам ГЧП.

2 этап: внедрение

• Расширение сферы применения ГЧП;

• Поиск новых источников финансирования проектов;

• Формирование целостной системы ГЧП;

• Исключение законодательных барьеров;

3 этап: совершенствование

• Разработка методических инструкций и руководств;

• Улучшение моделей реализации ГЧП;

• Дальнейшее совершенствование моделей реализации проектов ГЧП;

• Развитая система финансирования проектов;

• Госслужащие с высокой квалификацией по вопросам ГЧП.

В Казахстане практически завершен этап внедрения. Кроме того, осуществление некоторых мероприятий этапа совершенствования свидетельствует о начале активной фазы третьего этапа, а именно:

• разрабатывается Казахстанским центром ГЧП практические рекомендации по реализации проектов ГЧП;

• Центрами ГЧП, в том числе Региональным центром ГЧП ВКО проводятся обучающие семинары по вопросам ГЧП для повышения квалификации в данной сфере.

В настоящее время,  Закон Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 379-V «О государственно-частном партнерстве», определяет правовые условия государственно-частного партнерства, его способы осуществления и регулирует общественные отношения, возникающие в процессе подготовки и реализации проекта государственно-частного партнерства, заключения, исполнения и прекращения договора государственно-частного партнерства.

Государственно-частное партнерство по способу осуществления подразделяется на институциональное и контрактное. Институциональное государственно-частное партнерство реализуется компанией государственно-частного партнерства в соответствии с договором государственно-частного партнерства. В иных случаях государственно-частное партнерство осуществляется по способу контрактного государственно-частного партнерства.

Контрактное государственно-частное партнерство реализуется посредством заключения договора государственно-частного партнерства, в том числе в следующих видах:

1) концессии;

2) доверительного управления государственным имуществом;

3) имущественного найма (аренды) государственного имущества;

4) лизинга;

5) договоров, заключаемых на разработку технологии, изготовление опытного образца, опытно-промышленное испытание и мелкосерийное производство;

6) контракта жизненного цикла;

7) сервисного контракта;

8) иных договоров, соответствующих признакам государственно-частного партнерства.

При реализации отдельных видов контрактного государственно-частного партнерства в части, не урегулированной настоящим Законом, применяются положения соответствующих законов Республики Казахстан, в том числе особенности, предусмотренные Законом Республики Казахстан «О концессиях».

В Восточно-Казахстанской области с 2010 года функционирует АО «Региональный центр государственно-частного партнерства» (далее – Общество).

Постановлениями акимата ВКО от 20 января 2014 года №13, от 28 января 2014 года №17 и от 24 февраля 2016 года № 43 Общество определено юридическим лицом по консультативному сопровождению местных проектов ГЧП, проведению экспертизы концепции, конкурсной документации и проектов договоров ГЧП местных проектов.

В настоящее время в Восточно-Казахстанской области на различных стадиях готовности находятся 23 проекта государственно-частного партнерства общей стоимостью 138,8 млрд. тенге.

Перечень проектов государственно-частного партнерства в ВКО:

 

Наименование проекта

Наименование отрасли

Стоимость, проекта, тыс. тенге

1-6

Строительство и эксплуатация 6 комплекса детских садов в городе Усть-Каменогорск

Образование

4 092 000

7-11

Строительство и эксплуатация комплекса 5 детских садов в городе Семей

Образование

2 639 000

12

«Строительство и эксплуатация многопрофильной больницы на 300 коек в г. Усть-Каменогорск»

Здравоохранение

25 235 658

13

Строительство и эксплуатация детской городской больницы на 200 коек в г. Семей

Здравоохранение

16 194 203

14

Строительство и эксплуатация мостового перехода через Бухтарминское водохранилище в Курчумском районе Восточно-Казахстанской области

Транспортная инфраструктура

23 578 000

15-19

Строительство комплекса 5 детских садов в г.Усть-Каменогорск

Образование

3 300 000

20

Реконструкция центрального теплоисточника г.Зыряновск Зыряновского района

ЖКХ

1 433 000

21

Строительство полигона твердо-бытовых и прочих нетоксичных отходов емкостью 10 тыс. м3 / год в поселке Актогай Аягозского района Восточно-Казахстанской области

ЖКХ

69 300

22

Строительство мостового перехода через реку Иртыш в створе улицы Виноградова в городе Усть-Каменогорск с выходом на автомобильную дорогу «Усть-Каменогорск-Таврия»

Транспортная инфраструктура

62 057 940

23

Реконструкция детского сада «Тополек» на 150 мест в городе Курчатов Восточно-Казахстанской области

Образование

219 865